140 лет со дня открытия первой сортировочной станции в России

18 October 2019
140 лет со дня открытия первой сортировочной станции в России

22 октября исполняется 140 лет со дня открытия первой сортировочной станции в России: ее современное название — Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский. Проектирование станции началось в 1877 году, так как на существовавшей станции Петербург, расположенной на месте нынешней станции Санкт-Петербург-Главный, где совмещались пассажирские операции и грузовая работа, потребовалось отделить грузовые операции от сортировочных.

В «Записке об устройстве вблизи Петербурга особой станции для маневров», которую 5 мая 1877 года проектировщики представили директору дороги И.Ф.Кенигу, рассматривалось 6 вариантов «возможного упрощения делаемых передвижений для сбережения места, времени и труда». С учетом этого был выбран и развит вариант двусторонней сортировочной станции, разделенной главными пассажирскими путями. 

На устройство сортировочной станции, путевое развитие которой состояло из 48,15 верст и 146 стрелочных переводов, было затрачено 789 тыс. руб. Завершение строительства станции и ввод ее в эксплуатацию состоялись в 1879 году. Изначально на станции перерабатывалось 4-5 поездов в сутки. Персонал насчитывал более 100 человек.

Количество путей в парках станции определялось технологией обслуживания поездов. Четная система состояла из парка приема на 10 путей, сортировочного парка на 14 путей и парка отправления на 10 путей. Нечетная система включала в себя парк приема на 6 путей, сортировочный парк на 7 путей и парк отправления на 6 путей. Всего действовало 53 пути.

На протяжении почти полутора столетий станция претерпевала множество изменений и усовершенствований. В 1907 году она была впервые серьезно переоборудована, взамен наклонных вытяжных путей стали использовать сортировочные горки, также было построено локомотивное депо. Период 1928–1940 годов связан с внедрением новых технических средств и передовых методов работы на станции: при помощи пневматических замедлителей, установленных на спускной части обеих горок, был механизирован процесс торможения вагонов, стрелки оборудовали горочной автоматической централизацией (ГАЦ) — системой автоматического перевода всех стрелок по маршруту скатывания вагона. 

Разработанный в 1935 году первый технологический процесс работы станции позволил увязать работу всех смежных служб, нацелив их деятельность на увеличение пропускной и перерабатывающей способностей станции. С этого времени все проектно-изыскательские работы по данному объекту вели два института: «Ленгипротранс» («Лентранспроект») и «Гипротранссигналсвязь». При активной и творческой роли эксплуатационников станция Ленинград-Сортировочный-Московский стала лабораторией для разработки и внедрения передовых технических и организационных решений. В блокаду станция оказалась на переднем крае обороны Ленинграда, и, несмотря на это, под непрерывным обстрелом Сортировочная формировала воинские транспорты с боеприпасами для воинских частей Ленинградского фронта, расформировывала прибывавшие с Большой земли составы с грузами.

В 1962–1963 годах по проекту «Ленгипротранса» (ГИП В.В. Келтуяла) приемо-отправочные пути в парке приема № 2 и в парке отправления № 11 были удлинены до 850 метров. Также эти парки были оборудованы контактной сетью. Решения, принятые в данном проекте, позволили станции беспрепятственно принимать и отправлять поезда вплоть до 2000 года.

В 1964 году впервые в стране на станции были введены устройства автоматического регулирования скорости скатывания отцепов (АРС), позволяющие в зависимости от скорости и веса вагона, свободности сортировочных путей автоматически производить интервальное и прицельное торможение вагонов без участия башмачников — людей тяжелого и опасного физического труда. 

В 1972–1974 годах по проекту строительства путепровода через пути станции Ленинград-Сортировочный-Московский по центральной дуговой магистрали, разработанному «Ленгипротрансом» (ГИПы Г.А. Павлов и Н.А. Баженов), была реконструирована четная сортировочная горка с переносом путей надвига, горба горки и путевого развития спускной части на новые ординаты. 

По проекту «Ленгипротранса» (ГИП Н.А. Баженов) также проводились дополнительные работы по путевому переустройству станции: были удлинены пути парков приема № 1 и сортировочного №3/5 нечетной системы, парка отправления № 16/20 четной системы, уложено 7 дополнительных путей в сортировочном парке № 8 четной системы.

2 ноября 1979 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за высокие производственные достижения и в связи со 100-летием станцию Ленинград-Сортировочный-Московский наградили орденом «Знак Почета». Первая «сортировка» страны получила название: ордена «Знак Почета» станция Ленинград-Сортировочный-Московский.

В 1982–1986 годах по проекту «Ленгипротранса» (ГИП Б.Д. Щучинер) была произведена модернизация устройств маршрутно-релейной централизации (МРЦ) приема № 1 и отправления № 5 нечетной системы с переносом пультов управления на четный горочный пост. Вследствие этого улучшились условия труда дежурных по станции. Благодаря единому выносному табло МРЦ в аппаратном зале управления улучшилось оперативное управление в нечетной системе станции. Благодаря введенной в 1994–1995 годах по проекту «Ленгипротранса» (ГИП Б.Д. Щучинер) маневровой электрической централизации в сортировочных парках № 3 нечетной системы и № 8 четной системы завершился комплекс работ по централизации всех стрелок на станции и была ликвидирована профессия стрелочника.

Ввод на сети железных дорог мощных электровозов позволил одним локомотивом водить поезда весом 8,0 и более тыс. тонн, длиной до 130 вагонов. Однако на главной сортировочной станции Северо-Западного региона — станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский не было путей достаточной длины, что стало сдерживающим фактором в организации вождения поездов повышенного веса и длины, в оптимизации перевозочного процесса за счет использования в эксплуатационной работе меньшего парка локомотивов.

Начиная с 2000 года руководством дороги при поддержке МПС РФ была начата комплексная реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла, включающая в себя и развитие сортировочной станции. Генеральным проектировщиком реконструкции узла был «Ленгипротранс», главный инженер проекта — В.А. Хралов, авторы станционного раздела — Н.А. Баженов, раздела СЦБ — Б.Д. Щучинер. Творческое содружество проектировщиков и эксплуатационников позволило спроектировать и реализовать все реконструктивные мероприятия практически без перерыва в движении поездов.

В течение 2000-2001 годов за счет закрытия и разборки путепровода по проспекту Александровской фермы, расположенного над нечетной горловиной станции Обухово, были удлинены приемо-отправочные пути четного парка приема № 2 с возможностью приема поездов длиной 71–100 вагонов. С этого момента станция была готова к приему длинносоставных поездов с Волховстроевского направления, являющегося главным для грузового движения, ввиду освобождения линии Санкт-Петербург — Москва для пассажирского движения. Станция Обухово слилась с парком №2 и вошла в состав сортировочной станции. Учитывая, что новая конфигурация входной горловины парка № 2 и выходной горловины парка Обухово совпадали с прежней, управление парками № 2 и Обухово-грузовое осуществлялось со старых постов МРЦ.

В 2002 году для развязки грузового и пассажирского движения на подходе к узлу были построены III-й и IV-й главные пути на перегоне Рыбацкое — Ижоры, IV-й главный путь на перегоне Обухово — Рыбацкое, переуложена трасса главного пассажирского хода от нового парка Обухово-пассажирское до платформы Сортировочная, открывшая перспективу для удлинения нечетного парка отправления № 5.

В 2003 году удлинены приемо-отправочные пути нечетного парка отправления № 5 до вместимости 100–150 вагонов, количество путей увеличено до 20-ти. Путевое переустройство парка на один год опередило ввод электрической централизации, поэтому станционным работникам длительный период времени приходилось готовить поездные и маневровые маршруты вручную, как это было в начале XX века. Огромную нагрузку испытывали дежурные по станции, у которых вместо привычного выносного табло, где видны все передвижения, была проектная схема парка, наклеенная на неработающее табло.

В 2004 году в канун 125-летнего юбилея станции в парке № 2, объединенном с парком Обухово-грузовое, и в парке № 5 была введена микропроцессорная централизация стрелок и сигналов. Дежурные по станции «увидели» реальную ситуацию в парке № 5 не по докладу стрелочников, а на плазменной панели и мониторах новой централизации. Вновь по команде дежурного начали переводиться стрелки, приветливо зажглись разрешающие огни светофоров.
Ввод в 2006 году микропроцессорной централизации в парке Обухово-пассажирское закончил длившуюся 6 лет реконструкцию сортировочной станции. В 2010 году на нечетной сортировочной горке завершена замена систем ГАЦ и АРС на систему КСАУ-СП разработки НИИАС.

Большой и славный путь прошла станция Санкт-Петербург-Сортировочный Московский, которая и сегодня по объемным показателям (вагонооборот — 12600 ваг./сут., роспуск вагонов с горок — 7500 ваг./сут.) и технической оснащенности (все имеющиеся 442 стрелки включены в централизацию, в том числе 149 стр. — МРЦ, 61 стр. — МЭЦ, 156 стр. — МПЦ, 76 стр. — ГАЦ; для роспуска вагонов с сортировочных горок используется система АРС с 94 вагонными замедлителями; развернутая длина станционных путей составляет 196 км) входит в тройку самых больших двусторонних сортировочных станций сети, наряду со станциями Челябинск-Главный и Инская (г. Новосибирск).

В день 140-летия поздравляем уважаемых коллег и желаем станции дальнейшего успешного развития!

 

Материал предоставлен 
заместителем генерального директора 
по производству АО «Ленгипротранс» 
А.Н. Седовым


(в 1998–2003 гг. главный инженер, начальник станции

Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский)

Industry news