7 августа 2024 года в Санкт-Петербурге прошел Градостроительный совет, на котором был рассмотрен архитектурно-градостроительный облик будущего терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва (ВСЖМ-1), разработанный АО «Ленгипротранс» (входит в Дивизион «Железные дороги» Нацпроектстроя) совместно с «Первый проектный институт».
Терминал ВСЖМ-1 будет вплотную примыкать к Московскому вокзалу. Проектируемое здание терминала включает в себя два основных объема: исторические склады Кокоревых, которые реконструируются с возможностью перспективного использования, и новый объем, расположенный преимущественно над путями. Такое решение позволяет не перекрывать сохраняемые исторические постройки и не нарушать сложившийся масштаб городской среды. Основной распределительный вестибюль располагается на уровне первого этажа реконструируемых корпусов складов Кокоревых. На этом же уровне будут находиться основные функциональные зоны обслуживания пассажиров: кассы, санузлы, арендные площади для бытового обслуживания пассажиров, вертикальные связи с подземным вестибюлем новой станции метро «Лиговский проспект-2».
«Авторам удалось придать конкорсу четкий и выразительный образ, — отметил рецензент по архитектуре Феликс Буянов. — Рисунок сечения козырьков вторит скатам кровли бывших складов Кокоревых. Простое, лаконичное, светлое сооружение, тактично покрытое, не вызывает диссонанс.»
Чтобы обеспечить транспортную доступность, проектом предусмотрены несколько входных групп с разделением потоков пассажиров. Со стороны складов Кокоревых и Военной улицы будут сделаны зоны посадки-высадки для личных автомобилей и такси, а те, кто планирует поездку на метро или автобусе, смогут воспользоваться существующим выходом на площадь Восстания или новым на сторону Лиговского проспекта к проектируемому вестибюлю станции метро «Лиговский проспект-2».
После основного доклада по концепции терминала ВСЖМ-1 членами Градостроительного совета активно обсуждались вопросы его доступности для всех категорий граждан, включая организованные туристические группы, вопросы транспортной доступности и, особенно, технологии обслуживания на автоперронах для исключения заторов и скопления автотранспорта, как сейчас происходит в аэропорту Пулково.
Члены совета отмечали, что проектируемый терминал не просматривается с основных видовых точек города, и высказывались за согласование представленной концепции с возможностью дальнейшей доработкой в рабочем порядке с учетом озвученных рекомендаций.
Решение совета, а также рекомендации по доработке проекта будут отражены в итоговом протоколе заседания.
Визуализация и планировочные схемы: АО «Ленгипротранс», ООО «Первый проектный институт»