25 августа 1951 года было принято постановление Совета министров СССР о строительстве железнодорожной линии Титан — Иоканьга на территории Кольского полуострова. Линия намечалась для обеспечения транспортной связи незамерзающего порта Иоканьга с сетью железных дорог и создания там военно-морской базы. Кроме того, железная дорога способствовала бы освоению месторождений алюминиевых руд в центре и на востоке Кольского полуострова.
Еще в 1948–1949 годы крупная экспедиция «Лентранспроекта» (с 1951 года — «Ленгипротранс») работала на изысканиях линии Титан — Иоканьга. Сроки выполнения работ были сжатые, фактически один сезон, изыскания велись в условиях Заполярья. Экспедиция была обеспечена авиацией для внешних связей, а оленями и лодками — для продвижения по трассе.
Впоследствии строительство линии велось Главным управлением лагерей железнодорожного строительства МВД СССР и было засекречено как стройка № 509. После смерти И.В. Сталина в 1953 году, как и многие объекты строительства, сооружение магистрали было приостановлено.