Внешний железнодорожный транспорт горно-обогатительного комбината «Апатит»

Авторский отдел: 
Статус проекта: 
Внешний железнодорожный транспорт горно-обогатительного комбината «Апатит»
Горно-обогатительный комбинат (ГОК) «Апатит» был создан в 1929 году на базе Хибинских месторождений апатито-нефелиновых руд. ГОК ведет добычу апатитов для алюминиевой промышленности, обрабатывает руду на алюмино-нефелино-обогатительных фабриках (АНОФ) для получения концентрата.

В 1970–1980 годы «Ленгипротранс» разработал проект внешнего железнодорожного транспорта ГОК «Апатит» для вывоза продукции.

Строительство ГОКа вместе с железнодорожными подходами велось в 3 этапа.
I. В довоенные годы была осуществлена 1-ая очередь строительства рудника и фабрики АНОФ-I.
II. В 1970 году началось строительство 2-ой очереди ГОКа с сооружением АНОФ-II, а по проекту «Ленгипротранса» — погрузочной станции Нижняя и основной сортировочной станции железнодорожного узла Апатиты.
III. В 1980-е годы в составе 3-ей очереди строительства ГОКа построена фабрика АНОФ-III, а по проекту «Ленгипротранса» — новая погрузочная станция Айкувен, развитие станции Апатиты I с механизацией сортировочной горки, укладка дополнительных путей на станции Апатиты II.

К 1989 году было завершено строительство объекта. Сложность работы состояла в увязке работы внешнего транспорта с технологией работы ГОКа.

Апатитский железнодорожный узел приобрел три выхода на внешнюю сеть Министерства путей сообщения. В узле было уложено 75 км главных и станционных путей. Вновь построены или получили развитие станции: Апатиты I, Апатиты II, Апатиты III, Нижняя, Айкувен, Титан, Кировск.

Развитие Апатитского узла обеспечило вывоз 22 млн тонн концентратов в год.