Временная железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, известная как «Дорога Победы», сыграла огромную роль в судьбе осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
18 января 1943 года советские войска прорвали блокаду Ленинграда между берегом Ладожского озера и линией фронта у Синявинских высот. Узкая полоса прорыва шириной всего 10-11 км дала возможность связать Ленинград со страной по суше, дополнив ледово-паромную «Дорогу жизни». Государственный Комитет Обороны принял Постановление о срочном строительстве железной дороги Шлиссельбург — Поляны на железнодорожной линии Назия – Жихарево.
Строительство линии было поручено Управлению военно-восстановительных работ Ленинградского фронта под начальством инженера И.Г. Зубкова. Изыскательскими и проектными работами занимались проектные группы Ленинградского и Волховского фронтов, под руководством сотрудников «Лентранспроекта» (с 1951 г. «Ленгипротранс») Н.Я. Кулаго и А.С. Бокарева.
На строительство дороги было отведено всего 20 дней. 19 января 1943 года, уже на следующий день после прорыва блокады, изыскатели и проектировщики приступили к выбору и отбивке трассы на местности. Трасса прокладывалась через болотистую местность, практически отсутствовали дороги для доставки грунта. Наиболее сложным этапом стало возведение низководного моста через Неву. Были подняты городские архивы для поиска мелководного места. В результате был найден участок с максимальной глубиной 6 м. Проектирование и строительство велось круглосуточно. Проекты, оформленные в карандаше, согласовывались со строителями и тут же выдавались к производству работ.
Уже через 17 дней железнодорожная линия со свайно-ледовым низководным мостом была введена в эксплуатацию. 7 февраля 1943 года к Финляндскому вокзалу Ленинграда по новой линии прибыл первый поезд. После открытия движения началось строительство высоководного моста-дублера, который начал действовать 19 марта 1943 года.
Дорога, прозванная среди машинистов «Коридором смерти», находилась под постоянным обстрелом. Из-за этого движение осуществлялось только в ночное время, а трассе постоянно требовались восстановительные работы. Магистраль стала действовать в сравнительной безопасности и круглосуточно с сентября 1943 года.
Первое время в сутки проходило только 2-3 пары поездов из-за чередования направлений. Для увеличения пропускной способности был применен караванный принцип: одну ночь поезда шли в Ленинград, другую — обратно. Пропускная способность увеличилась до 16-25 составов. 19 марта 1943 года было решено проложить обходной путь в 2–3 км от основной линии Шлиссельбург — Поляны. Движение по нему началось 25 апреля, и к концу мая проходило до 35 составов в сутки.
Благодаря новой магистрали город стал регулярно снабжаться продовольствием и вооружением, была эвакуирована часть населения. После начала работы на «Дорогу Победы» приходилось 75% грузов, доставляемых в Ленинград. За все время по трассе было проведено 5440 поездов и доставлено более 4,5 млн т груза.