В 1997–2003 годы «Ленгипротранс» разработал проект достройки и усиления участков железнодорожной линии Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево в Ямало-Ненецком автономном округе.
Железная дорога проходит в трудных природно-климатических условиях тундры и лесотундры. Инженерно-геологические условия района, ввиду наличия вечномерзлых грунтов, сложные. Обеспеченность строительства месторождения песка и торфа для сооружения и укрепления земляного полотна неравномерная, но в целом достаточная.
Железнодорожный участок Новый Уренгой — Коротчаево протяжением 74,4 км примыкает на западе к тупиковой линии Надым — Новый Уренгой, на севере — к линии Новый Уренгой — Ямбург, на востоке — к меридиональной магистрали Тюмень — Сургут — Коротчаево и связывает Надым и Ямбург с сетью российских железных дорог.
В мае 1996 года «Ленгипротрансу» выдано задание на разработку рабочего проекта достройки железнодорожной линии Новый Уренгой — Коротчаево с учетом значительного сокращения размеров движения, примерно, в 2,5 раза. Для разработки рабочего проекта институт выполнил изыскательские и обмерные работы строящейся линии.
Верхнее строение пути запроектировано по нормам дорог III технической категории:
• балласт сохраняется асбестовый на участках, где его мощность превышает 40 см под шпалой;
• на участках, где производится выправка пути, применяется щебеночный балласт с доведением суммарной толщины до 40 см;
• на участках, где производится досыпка земляного полотна по высоте, применяется двухслойный балласт — щебеночный 20 см под шпалой и песчаная подушка 20 см.
Искусственные сооружения запроектированы с учетом материалов обследований, актов комиссионного осмотра материалов мостоиспытательных станций и пр.
Раздельные пункты, производственные, служебно-технические и жилые здания всех назначений предусмотрены в объеме, необходимом для обеспечения уточненных размеров движения с максимальным использованием построенных зданий.
Железнодорожный участок Надым-Пристань — Пангоды протяжением 114 км был построен в 1971–1978 годы по облегченным нормам для обустройства и эксплуатации газовых месторождений Надым-Тазовского района.
В 1983 году «Ленгипротранс» разработал технико-экономическое обоснование достройки железной дороги. На всем протяжении предусматривалось строительство новой железнодорожной линии с параметрами, предусмотренными СНиП для железных дорог IV категории в непосредственной близости от существующей линии. В 1985 году были развернуты строительные работы на всем участке. Однако в 1988 году финансирование объекта было прекращено и стройка законсервирована.
В 1996 году «Ленгипротрансу» вновь выдано задание на разработку рабочего проекта достройки участка Надым-Пристань — Пангоды по разделам: земляное полотно, искусственные сооружения, верхнее строение пути на перегонах и станциях, а также на подготовительные работы, связанные с этими разделами.
Рабочий проект составлен на основании материалов обмерных работ и изысканий, выполненных «Ленгипротрансом» в 1996–1997 годы. При разработке рабочего проекта использовались материалы изысканий прошлых лет и проектная документация на достройку этой линии, разработанная в 1982–1988 годы. В состав рабочего проекта включены все работы, не выполненные по состоянию на 1.01.1997 года.
Проектом достройки земляного полотна предусмотрено выполнить следующие работы:
• досыпать насыпи и бермы до проектных очертаний;
• уширить насыпи на участках с зауженной основной площадкой;
• выемки разработать до проектных очертаний;
• доукрепить откосы насыпей и выемок торфо-грунтовой смесью;
• выполнить в соответствии с проектом укрепление откосов от размывов водным потоком скальным грунтом с укладкой геотекстиля;
• нарезать и расчистить, в необходимых случаях, водоотводные канавы;
• для уменьшения влияния застоев воды на земляное полотно на участках с вечномерзлыми просадочными грунтами в основании отсыпать уширенные бермы;
• на пескозаносимых участках, прилегающих к насыпям, предусмотреть мероприятия по закреплению открытых песков.
Минимальная высота насыпей назначена из условия обеспечения прочности основной площадки, недопущения снегозаносимости и подтопления высокими водами. Ширина земляного полотна поверху принята 6 м. На участках, где земляное полотно достраиваемого пути отсыпано, но верхнее строение не уложено, в проекте рекомендуется производить срезку верхней части насыпи (понижения продольного профиля) так, чтобы ширина оставшейся части насыпи соответствовала нормативным требованиям.
Всего на участке проектом предусмотрено строительство и достройка 71 искусственного сооружения, в том числе:
- водопропускных труб — 31 шт;
- мостов — 40 шт.
Рабочий проект был одобрен заказчиком, но не подкреплен финансированием строительства. Выполнялись отдельные виды работ, необходимые для обеспечения движения поездов.