Автомобильная магистраль Ленинград — Петрозаводск — Мурманск одна из самых северных федеральных трасс России, частично проходит за Полярным кругом и выходит на границу с Норвегией. Автодорога связала два порта на Северо-Западе России — в Ленинграде и Мурманске.
До середины XX века между Ленинградом, Петрозаводском и Мурманском сообщение осуществлялось только по грунтовым дорогам. Решение о строительстве автомобильной магистрали было принято в 1958 году. С этого года были начаты проектно-изыскательские работы.
В 1962 — 1963 годы по участку Сегежа — Кемь разработано и утверждено проектное задание. В 1967 — 1970 годы проведены изыскания и подготовлены рабочие чертежи.
В 1965 — 1966 годы проведены изыскания на участке Кемь — Лоухи. В 1966 году утверждено проектное задание. В 1967 — 1970 годах проведены изыскания и разработаны рабочие чертежи.
В 1964 году утверждено проектное задание для участка Лоухи — Кандалакша. В 1967 — 1970 годах проведены изыскания и разработка рабочих чертежей.
Основными сложностями при проектировании трассы были наличие на многих участках иольдевых глин и отсутствие подъездных и притрассовых автодорог.