Кавказская перевальная автодорога

Авторский отдел: 
Статус проекта: 
Кавказская перевальная автодорога
Кавказская перевальная автодорога

Транскавказская автомагистраль — федеральная трасса, связывающая Россию с Закавказьем и, в частности, с Республикой Южная Осетия. Решение о ее строительстве было принято в 1958 году Министерством транспортного строительства СССР и Правительством Северо-Осетинской АССР.

В 1959–1965 годы «Ленгипротранс» провел ряд проектно-изыскательских работ на объекте. В ходе этого было рассмотрено три основных варианта направления трассы: Рокское, Мамисонское и вариант реконструкции Военно-Грузинской дороги. Наиболее целесообразным был признан Рокский вариант. После долгих согласований проект был утвержден в конце 1973 года.

Автодорога проходит по территории Центрального Кавказа в сложных топографических, инженерно-геологических, гидрологических и климатических условиях. Это требовало особого подхода к установлению основных нормативов для проектирования. Трассирование производилось на основании данных аэрофотосъемки.

На автодороге было запроектировано большое количество искусственных сооружений, подпорных стенок разной высоты и мощности, скальных выемок, высоких насыпей. Для борьбы с лавинами были предусмотрены галереи, дамбы и рвы. Намечалось также и искусственное обрушение лавин. На значительном протяжении дорога идет полкой, врезанной в горный склон на большой высоте от уреза реки и дна долины.

Главным объектом трассы является перевальный тоннель протяженностью 3,8 км на пересечении Главного Кавказского хребта. При его проектировании предусматривались защитные мероприятия от снежных лавин и заносов.

Строительство дороги было завершено в 1983 году.

Основные характеристики объекта:
Число полос движения — 2;
Ширина проезжей части — 7 м;
Ширина земляного полотна — 9 м.

По интенсивности движения автодорога была отнесена к III категории, а на наиболее сложных участках — к IV категории. Радиусы кривых приняты от 60 м (при 40 км/час) до 135 м (при 60 км/час). При радиусах менее 125 м для обеспечения видимости встречных автомобилей устраивалась разделительная полоса шириной 1 м.

Этот титул памятен и трагическим событием 12 сентября 1960 года. При возвращении на базу после осмотра Южного портала Рокского тоннеля автомашина с сотрудниками «Ленгипротранса» сорвалась в пропасть на узком участке дороги у села Средний Рук. В память о погибших на трассе были установлены бюсты трех отважных землепроходцев.