Участок Ертом — Карпогоры является частью железнодорожной линии Микунь — Архангельск. Дорога была необходима для освоения огромных лесных массивов и развития лесоперерабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности Архангельской области и Республики Коми.
До 1965 года велись изыскания и проектирование лесовозных железных дорог Микунь — Ертом в Коми и Архангельск — Лешуконское в Архангельской области. В дальнейшем «Ленгипротранс» предложил строить железную дорогу как составную часть железнодорожной сети страны по генеральному направлению Микунь — Архангельск. В то же время это решало задачу транспортировки леса. Предложение было утверждено, и в последующий план работы были включен участок Ертом — Карпогоры.
В 1970 — 1971 годах на участке Ертом — Карпогоры были выполнены изыскания, а в 1972 году составлено проектное задание. Однако оно не утверждалось ввиду отсутствия финансирования. Проблема ждет своего решения до сих пор, поскольку сооружение оставшихся 120 км сократит пробег транзитных поездов из Воркуты на Архангельск и Мурманск на 300–400 км.