В 1947 — 1953 годы «Лентранспроект» (с 1951 г. — «Ленгипротранс») разработал проект железнодорожной линии Чум — Салехард — Игарка, ныне известной как Трансполярная магистраль. Трасса должна была стать звеном Великого северного железнодорожного пути, проходящего вдоль Полярного Круга от Баренцева моря до Охотского моря и Чукотки. Идея создания магистрали возникла в начале XX века.
В послевоенные годы линия Чум — Салехард — Игарка приобрела стратегическое значение обороны арктического побережья СССР. Строительство трассы было засекречено как стройки № 501 (участок Чум — Пур) и № 503 (участок Пур — Игарка). Помимо прочего, дорога должна была разрешить задачу транспортной связи промышленного района города Норильска и соединить низовья Оби с Воркутинским угольным бассейном, куда требовалось в большом количестве поставлять крепежный лес.
Трасса прокладывалась в районе необжитой тундры через крупные естественные препятствия, такие как Уральский хребет и Западносибирские реки. Инженерные изыскания и строительство осложнялись морозами, высокой снегозаносимостью, наличием вечной мерзлоты и отсутствием грунтов, пригодных для отсыпки земляного полотна.
В 1948 — 1951 годы под руководством главного инженера проекта «Лентранспроекта» П.К. Татаринцева была организована Северная экспедиция для изысканий на трассе. В этот период были полностью закончены проектно-изыскательские работы. Строительство велось одновременно с обоих концов линии. Укладка верхнего строения была осуществлена со стороны станции Чум на 500 км и со стороны Игарки на 150 км.
Были разработаны две паромные переправы через реки Обь и Енисей. Наиболее трудным препятствием был Енисей в силу сложного гидрологического режима. Подъем воды в нем достигает 23 м, а ширина русла в низкую воду равна 2—2,5 км.
В 1953 году со смертью И.В. Сталина строительство линии было законсервировано. Так, трасса на многих участках оказалась заброшенной, за что была названа «мертвой дорогой». Участок Чум — Лабытнанги (станция на левом берегу Оби, напротив Салехарда) был введен в постоянную эксплуатацию и сегодня входит в состав Северной железной дороги. В 1970-е годы была начата достройка отдельных участков Трансполярной магистрали. В настоящее время планируется завершение строительства всего железнодорожного пути в рамках создания Северного широтного хода.