Железнодорожная линия Надым – Пангоды – Ягельная

Трансполярная магистраль
Авторский отдел: 
Железнодорожная магистраль вдоль арктического побережья России
Железнодорожная линия Надым – Пангоды – Ягельная
Железнодорожная линия Надым – Пангоды – Ягельная
Железнодорожная линия Надым – Пангоды – Ягельная

В послевоенные годы «Лентранспроект» (с 1951 г. — «Ленгипротранс») работал над проектом Трансполярной магистрали Чум — Салехард — Игарка. Дорога проектировалась в особой секретности со стратегической целью обороны арктического побережья СССР. В 1953 году работы были приостановлены со смертью И.В. Сталина, контролировавшего строительство.

В 1970-е годы было возобновлено проектирование и строительство отдельных участков Трансполярной магистрали. В первую очередь инженеры «Ленгипротранса» провели изыскания и разработали проект железнодорожной линии Надым — Пангоды — Ягельная в Ямало-Ненецком автономном округе. Строительство этого участка было необходимо для организации доставки оборудования в газовые и нефтяные месторождения северной части Надым-Пур-Тазовского региона. В обратном направлении планировалось вывозить продукцию Уренгойского газоперерабатывающего завода.

Изыскания на участке Надым — Пангоды были начаты в 1971 году, в 1973 — на участке Пангоды — Ягельная. На всей линии было запроектировано 44 мостовых перехода.

На объекте была применена методика проектирования земляного полотна на вечномерзлых грунтах, разработанная специалистом «Ленгипротранса» А.П. Кудрявцевым. По этой технике предусмотрено сохранение вечной мерзлоты на период и строительства и эксплуатации линии. Это достигается укрытием мерзлого основания земляного полотна насыпью с бермами, высота которых определяется теплотехническими расчетами. В летний период идет прогрев и оттаивание насыпных грунтов. Этот процесс по глубине не достигает вечномерзлого основания, а с сентября уже наступают морозы.

Железнодорожная линия Надым — Пангоды — Ягельная была «островной» дорогой, не имеющей выход на общую железнодорожной сеть страны. Грузы доставлялись по реке Надым до станции Надым-Пристань и перегружались на железную дорогу.

В результате освоения региона в 1975 году на станции Ягельная был официально зарегистрирован поселок Новый Яренгой. В последствии он стал крупным производственным центром Уренгойского месторождения и неофициальной газовой столицей России.

В 1983 году началась достройка линии до норм общей дорожной сети Министерства путей сообщения. Однако в 1988 году работы были приостановлены из-за отсутствия финансирования. В настоящее время планируется строительство Северного широтного хода на участках Трансполярной магистрали.