Железнодорожная линия Котлас — Кожва — Воркута — часть Северо-Печорской железной дороги (с 1959 года в составе Северной железной дороги). Строительство магистрали сыграло важную роль в снабжении страны топливом с новообразованного Воркутинского угольного комплекса, в особенности в период оккупации Донбасса во время Великой Отечественной войны. В 1930-х годах «Лентранспроект» (с 1951 года — «Ленгипротранс») разработал проект южного участка Коноша — Котлас.
В 1936–1937 годы экспедицией института проводились предварительные изыскания для выбора направления линии. В результате было уточнено положение всей трассы Северо-Печорской магистрали: она проходила от Воркуты через Инту и Котлас в сторону Коноши и имела общую протяженность 1546 км.
28 декабря 1941 года было открыто временное движение поездов. Из Воркуты в Москву был отправлен первый эшелон печорского угля. В 1947 году линия была сдана в постоянную эксплуатацию.
В период 1945–1955 годы Отделом СЦБ и связи была установлена полуавтоматическая блокировка со светофорной сигнализацией, а также автоматическая локомотивная сигнализация и автостопы на участках магистрали.