19 мая 2022 года ФАУ «Главгосэкспертиза России» одобрила проект реставрации вокзала Сестрорецк, разработанный АО «Ленгипротранс» (входит в «Группу компаний 1520») по заказу ОАО «РЖД».
Станция Сестрорецк Октябрьской железной дороги находится в Курортном районе Санкт-Петербурга. Открытый в 1898 году деревянный вокзал станции — единственный уцелевший из всех вокзалов, построенных для обслуживания Приморской железной дороги царской России. Благодаря сохранившейся архитектуре, конструктивным элементам, декоративным и художественным деталям, характерным для периода конца XIX – начала XX века, здание вокзала было включено в государственный реестр объектов культурного наследия.
Изначально вокзал имел четкое функциональное зонирование и оригинальную планировку. Первый этаж занимали билетные кассы, зал ожидания и буфет. На втором этаже, куда вела крутая деревянная лестница, располагались помещения гостиницы, в том числе и для отдыха поездных бригад. Пассажиры, войдя с привокзальной площади, могли пройти к кассам и выйти с другой стороны вокзала под навес платформы. Позже здание несколько раз перестраивалось. Сегодня на первом этаже вокзала размещен кассовый зал с креслами для ожидания пассажирами поездов. Большая часть помещений, в том числе и на втором этаже, пустуют или заняты под склады.
Вокзал на станции Сестрорецк, 2022 год
По результатам обследования состояния здания проектной документацией предусмотрены мероприятия по восстановлению несущей способности основных конструктивных элементов: фундамента, перекрытий, деревянных несущих балок и стропильной системы кровли. При этом, учитывая статус охраняемого объекта культурного наследия, сохраняется его исторический облик: форма крыши, мезонины, ризалиты, расположение лестниц, оконных и дверных проемов. В соответствии с архивными документами будут воссозданы утраченные элементы фасадов, в том числе, навесы на фигурных кронштейнах над всеми входами, облицовку узором «елочка», выносы мезонина, деревянные входные двери.
Визуализация проекта реставрации, АО «Ленгипротранс»
Реставрация вокзала позволит восстановить в полном объеме функциональное назначение здания, обеспечив комфортное обслуживание пассажиров и современные условия эксплуатации для работников станции. На первом этаже будет расположен кассовый зал, соединенный порталом с залом ожидания. На втором этаже — служебные и технические помещения. Также предусмотрены решения, направленные на обеспечение доступа маломобильных групп населения и их беспрепятственное перемещение внутри вокзала.
Руководство проектированием осуществлял главный инженер проекта отдела промышленных и гражданских зданий и сооружений Евгений Николаевич Лопатин.
Сестрорецкий вокзал больше века украшает город-курорт, став одним из его символов. Его реставрация вернет исторический облик здания и сделает более удобным для пассажиров.