12 июля 2011 года, 10 лет назад, была открыта южная трасса Малой Октябрьской (детской) железной дороги (МОЖД) от станции Молодежная (Купчино) до станции Царскосельская (Пушкин). В 2012 году этот участок переименовали в Малую Царскосельскую железную дорогу. Проектом руководил Андрей Николаевич Седов, главный инженер проекта — Андрей Николаевич Бабицын.
Протяженность главного пути составила 9,9 км, и по этому показателю объект уступает только Свободненской (Амурской) детской железной дороге (10,5 км). По другим характеристикам МОЖД превосходит все имеющиеся в стране ДЖД.
Что касается предыстории, то первая детская железная дорога в Ленинграде была открыта в 1948 году. Ее протяженность составляла 8,1 км, и она включала станции Кировскую, Зоопарк, Озерную. В последующие годы линия укорачивалась, и к 1990-м годам она составляла всего 2 км.
В 1980-е годы появилась идея построить в Ленинграде новую трассу МОЖД. «Ленгипротранс» (ныне входит в «Группу компаний 1520») рассмотрел варианты на севере и юге города, которые «легли под сукно».
В 2007 году институт получил задание от ОАО «РЖД» на предпроектные проработки по южному варианту.
В июне 2009 года была разработана проектная документация по титулу «Строительство Малой (Детской) Октябрьской ж. д. в г. Санкт-Петербурге», утвержденная распоряжением старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича №1825р от 01.09.2009 года.
На линии были запроектированы три раздельных пункта: станция Молодежная, разъезд Юный и станция Царскосельская.
Станция Молодежная в районе остановочного пункта Купчино, впервые в практике детских железных дорог, была выполнена тупикового последовательного типа. Она состоит из двух приемо-отправочных путей с боковыми пассажирскими платформами и одного отстойного пути. Тупиковая схема станции допускает два варианта оборота состава: либо использованием другого локомотива, либо осаживанием с обгоном, что особенно интересно юным железнодорожникам.
Напротив остановочного пункта Шушары расположен разъезд Юный, состоящий из одного главного и одного приемо-отправочного путей с островной пассажирской платформой между ними.
Раздельные пункты Молодежная и Юный оснастили микропроцессорной системой централизации стрелок и сигналов типа ЭЦ-ЕМ, управляемой с единого поста ЭЦ, расположенного в вокзале станции Молодежная, а перегон между ними — полуавтоматической блокировкой.
В районе остановочного пункта 21 км (ныне платформа Детскосельская) была устроена конечная станция Царскосельская с двумя сквозными приемо-отправочными путями с боковыми пассажирскими платформами, одним тупиком для оборота локомотивов и пятью деповскими путями в ангаре, в том числе тремя — для отстоя вагонов, двумя — для отстоя локомотивов. Такая схема увеличивает объем маневров за счет необходимости угловой подачи-уборки составов на отстой.
В вокзале станции Царскосельская расположен пост ЭЦ для управления маршрутно-релейной централизацией системы ЭЦ-12-2003, при этом стрелки на деповских путях специально оставили нецентрализованными. На перегоне Юный — Царскосельская запроектирована АБТЦ с четырьмя проходными светофорами в каждом направлении. Причем, АБТЦ допускает организацию пакетного движения с возможным обращением трех составов поездов.
Применение различных систем управления стрелками и сигналами и путевой блокировки позволяет обучать начинающих ДСП, ДНЦ и ТЧМ всем современным средствам управления движением поездов.
Детская ж. д. оборудована всеми видами связи: оперативно-технологической, двусторонней парковой, вокзальной оповестительной, поездной и маневровой радиосвязью.
На станциях Молодежная и Царскосельская построены вокзалы с централизованным водоснабжением и канализацией, кафе-буфетами для питания работников МОЖД и пассажиров.
МОЖД позволяет организовать полноценный процесс практического обучения юных железнодорожников, готовит школьников и студентов к будущей работе в ОАО «РЖД».
Поздравляем Малую Октябрьскую (детскую) железную дорогу с юбилеем открытия южного участка, желаем процветания и успешного развития!