Существующий железнодорожный вокзал Архангельск расположен на железнодорожной станции Архангельск-Город Северной железной дороги. Железнодорожное сообщение является ключевым элементом связи Архангельской области с другими субъектами РФ, поэтому внешний облик вокзала, его удобство и комфортабельность играют большое значение для жителей региона.
АО «Ленгипротранс» (входит в «Группу компаний 1520») разработало проекты реконструкции вокзального комплекса и платформ № 1 и № 2 на станции Архангельск-Город. В ноябре 2023 года они были одобрены ГАУ Архангельской области «Управление государственной экспертизы», получены положительные заключения по инженерным изысканиям и проектной документации.
В рамках реконструкции вокзала предусмотрены основные мероприятия по возведению нового здания вокзала на существующих фундаментах в полном металлическом каркасе, реконструкция двух платформ станции и организация подземного перехода.
Преобразится внешний вид здания: легкий низ из ленты остекления, проходящей вдоль всего фасада, и нагруженные архитектурными элементами верхние этажи создадут яркий и графичный образ комплекса. Центральные части фасадов будут выполнены из светопрозрачных конструкций, при этом они полностью контрастны окружающим их боковым ризалитам с расчерченными вертикальными и диагональными лентами навесного фасада, выполненного из тонкостенного широкоформатного керамогранита в металлических кассетах. Здание будет оснащено современными системами вентиляции, отопления, электроснабжения и другими инженерными системами. Вокзал рассчитан на 500 человек, а в «час пик» сможет принять до 700 посетителей.
На станции Архангельск-Город также реконструируют две пассажирские платформы. Береговую и островную платформы приведут к нормативному значению высотных отметок. Между островной платформой и зданием вокзала обустроят подземный переход с павильоном.
Проектной документацией также предусмотрен полный комплекс благоустройства привокзальной территории: пешеходные зоны будут вымощены гранитными плитами с активными диагональными полосами в три цвета, установят навесы, в том числе на лестничных сходах с перрона, сделают современное освещение, обустроят детскую площадку, выполнят озеленение.
Проектная документация полностью разработана с использованием технологии информационного моделирования, что позволило минимизировать риск возникновения ошибок специалистов смежных специальностей. Строительно-монтажные работы по реконструкции комплекса начнутся в следующем году.
Руководство проектированием осуществляли специалисты отдела промышленных и гражданских зданий и сооружений: главный архитектор проекта Ксения Александровна Балыкина и главный инженер проекта Александр Александрович Щепкин.