Инженерно-геофизические исследования

Инженерно-геофизические исследования проводятся в составе инженерно-геологических изысканий с целью непрерывного изучения геологического разреза, выявления неоднородностей и изменений геологической среды в пространстве и во времени, корреляции данных, полученных в результате проведения буровых и съемочных работ, реализации оптимальной методики инженерных изысканий в зависимости от особенностей объекта и инженерно-геологических условий.

Решаемые задачи: 

  • Построение структурной модели участка будущего строительства.

Используемый комплекс геофизических методов позволяет уже на ранней стадии инженерных изысканий, предшествуя бурению и горнопроходческим работам, провести экспресс оценку участка и составить физико-геологические модели исследуемой территории.

  • Изучение петрофизических свойств горных пород.

Устойчивость будущего сооружения напрямую зависит от физико-механических и водно-физических свойств пород, над которыми оно возводится. Специалисты ПАО «Ленгипротранс» имеют возможность оценивать такие параметры грунтов как плотность, трещиноватость, влажность, льдистость, электрическое сопротивление, поляризуемость, электрохимическую активность.

  • Гидрогеологические исследования.

В рамках данного направления инженерных изысканий происходит выделение и прослеживание водоупорных горизонтов и водопроницаемых толщ, оценка уровней залегания подземных вод, определение мощности водоносных горизонтов, детальное расчленение разрезов буровых скважин с выделением водоупорных и проницаемых интервалов, характеристика физических и химических свойств подземных вод.

  • Изучение экзогенных физико-геологических явлений и процессов.

Области карста, многолетняя мерзлота, тектонические нарушения и оползни,- все эти явления и процессы негативно сказываются на будущем строительстве. Используя геофизические методы, специалисты ПАО «Ленгипротранс» имеют возможность оконтурить, проследить и предсказать все эти явления и процессы и выделить опасные участки, неблагоприятные для строительства.

  • Разведка месторождений строительных материалов.

Помимо вопроса о территориальном расположении будущего строительства «Ленгипротранс» занимается картированием областей развития  горных пород, которые могут быть использованы в качестве будущих строительных материалов, тем самым дается ответ на вопрос, из чего будет построено инженерное сооружение.

  • Наблюдения на дорогах. 

Интенсивное использование автомобильных и железных дорог, и другие различные внешние факторы приводят к ухудшению их качества, а зачастую и к их разрушению. Заблаговременное обнаружение геофизическими методами локальных  неоднородностей, балластных корыт, грязевых мешков, определение просадок подошвы насыпи, возведенной на слабых грунтах (илах, торфе, сапропелях и т.д.), могут предотвратить связанные с ними негативные последствия. 

  • Обнаружение трубопроводов, сетей электрификации;

Строительные работы зачастую усложняются наличием в непосредственной близи от них линий трубопроводов, кабелей и других промышленных и бытовых коммуникаций, находящихся под землей и недоступных с поверхности. Их нарушение может привести к аварии и другим нежелательным последствиям. Специалисты ПАО «Ленгипротранс» могут дистанционно определить пространственное расположение данных объектов с точностью, достаточной для предотвращения нежелательных последствий.

  • Исследования для целей сейсмического микрорайонирования.

Для проведения работ по сейсмическому микрорайонированию (СМР) на участках нового строительства, капитального ремонта, реконструкции и восстановления в районах с сейсмичностью 7 баллов и выше, геофизические методы выполняются для получения информации о скоростях сейсмических волн на глубинах обычно до 25 м от поверхности строительной площадки, физических свойств грунтов и положении границ толщи грунтов участка строительства.

Комплекс выполняемых геофизических методов включает в себя электроразведку (электротомография, ВЭЗ, ЭП, ЕП, БТ), магниторазведку (в том числе градиентометрию), сейсморазведку (сейсмотомографию, МПВ, МОВ), георадиолокацию, каротаж (гамма-каротаж, КС, ПС, кавернометрию, инклинометрию, резистивиметрию, расходометрию, видеокаротаж), электроконтактное динамическое зондирование.