Железнодорожный участок Кожва — Воркута

Железнодорожная линия Коноша — Котлас — Кожва — Воркута
Статус проекта: 
Проектирование Северо-Печорской магистрали для освоения месторождений Севера
Железнодорожный участок Кожва — Воркута
Железнодорожный участок Кожва — Воркута
Железнодорожный участок Кожва — Воркута

Железнодорожная линия Котлас — Кожва — Воркута — часть Северо-Печорской железной дороги (с 1959 года в составе Северной железной дороги). Строительство магистрали сыграло важную роль в снабжении страны топливом с новообразованного Воркутинского угольного комплекса, в особенности в период оккупации Донбасса во время Великой Отечественной войны. В 1936 году «Лентранспроекту» (с 1951 года — «Ленгипротранс») было поручено разработать проект северного участка Кожва — Воркута.

Экспедиционная группа из Ленинграда до места работ добиралась 3 месяца: сначала поездом до Котласа, затем пароходом, катерами, лодками, дальше на оленях, пешком и на лыжах. Не менее тяжелы были изыскательские работы, выполнявшиеся в условиях тундры, полярной ночи, продолжительных метелей, а также при отсутствии дорог и населенных пунктов.

В 1936–1937 годы экспедицией института проводились предварительные изыскания для выбора направления линии. В результате было уточнено положение всей трассы Северо-Печорской магистрали: она проходила от Воркуты через Инту и Котлас в сторону Коноши и имела общую протяженность 1546 км. Из Котласа открывался второй выход к существующей сети по линии Котлас — Киров. В 1938–1939 годы произведены окончательные изыскания по выбранному направлению и составлен проект.

Трасса Кожва — Воркута прокладывалась в сложных геологических и климатических условиях, в основном в зимнее время. Широко распространенная вечная мерзлота, заболоченность и пылеватые грунты препятствовали возведению насыпей. В связи с этим были выработаны особые технические положения проектирования земляного полотна. Для поддержания естественного режима вечной мерзлоты под насыпями оставлялся полуметровый моховой покров, сами насыпи отсыпались привозными дренирующими грунтами, водоотводы относились дальше от земполотна, чем это обычно принято. Однако, для уменьшения объемов доставки грунтов по бездорожью из карьеров, в некоторых местах было допущено применение пылеватых и переувлажненных местных грунтов. Предусматривалась послойная отсыпка таких грунтов исключительно в сухое летнее время с просушкой, укаткой и подготовкой основания. После этого устанавливалась подушка из дренирующего грунта.

В 1940 году началось форсированное строительство железной дороги Котлас — Кожва — Воркута. Разработка рабочих чертежей велась на месте строительства. Несколько лет экспедиция «Лентранспроекта» работала из города Печора, в том числе в течение военного периода.

28 декабря 1941 года было открыто временное движение поездов. Из Воркуты в Москву был отправлен первый эшелон печорского угля. В 1947 году линия была сдана в постоянную эксплуатацию.

В 1943 году за строительство Северо-Печерской железной дороги сотрудники «Лентранспроекта» были удостоены наград: Орден «Трудового Красного Знамени» — А.В. Константинов, Орден «Красной Звезды» — Гоникберг А.В., Коганов М.П., Орден «Знак Почета» — Георгиевский А.А., Медаль «За трудовое отличие» — Безруков П.П., Горский И.Г., Крутиков Г.Н.